О ПРОЕКТЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКТОРЫ ФОТО

Романова Г.В.

РОЛЬ РЯЗАНСКОГО ГЕНДЕРНОГО
ЦЕНТРА В СТАНОВЛЕНИИ ГЕНДЕРНОГО ОЬРАЗОВАНИЯ В РЯЗАНИ

В настоящее время в России активно работают женские общественные организации нового типа, в том числе гендерные и кризисные центры. Эти организации составляют основу женского движения и являются важным субъектом формирующегося в России гражданского общества. Женское движение инициировало анализ современной российской действительности с позиций гендерного равенства и стало эффективной движущей силой демократизации Российского государства.

Женские общественные организации ведут активную деятельность по вынесению на широкое рассмотрение и решению проблем общества, обусловленных гендерным неравенством в общественной и частной сферах. Основной и наиболее эффективной формой их работы является реализация социально значимых проектов.

Цель данной статьи - показать роль женских общественных организаций в становлении гендерного образования в российских городах на примере деятельности Рязанского гендерного центра.

1. Рязанский гендерный центр: его становление, основные направления деятельности

Городская общественная организация "Рязанский гендерный центр" официально действует с августа 2000 года. Однако работа по созданию женской организации велась с декабря 1998 года по инициативе женщин - членов Правления Рязанской городской общественной организации городов - партнеров Рязань - Мюнстер и наших немецких коллег из Общества по развитию германо-российских отношений Мюнстер/Мюнстерланд.

В ходе совместной работы концепция создания центра для женщин в Рязани была переработана и дополнена. Знакомясь с деятельностью женских организаций в Германии и России, мы убеждались в необходимости создания в Рязани гендерного центра. Основными направлениями его деятельности являются:

1) информационно - консультативная помощь женщинам в кризисных ситуациях; 2) пропаганда гендерных знаний, содействие гендерному равенству и демократическому развитию Российского общества.

За три года своей деятельности Рязанский гендерный центр значительно окреп, получил признание как в органах власти, так и среди рязанской общественности. Оказываемые Рязанским гендерным центром информационно-консультативные услуги - юридические, социально-психологические, психотерапевтическая помощь - пользуются популярностью среди рязанских женщин. За время работы в Рязанском гендерном центре зарегистрировано около 800 обращений. Клиентами центра были и мужчины.

Рязанский гендерный центр сотрудничает с основными средствами массовой информации Рязани, со многими общественными организациями, учреждениями образования и здравоохранения, структурами муниципальной и государственной власти. В ходе своей работы по реализации различных проектов он взаимодействует с такими организациями как Управление социальной защиты населения Администрации г. Рязани, Комитет по социальной политике Рязанской областной Думы, Городской отдел труда и занятости населения г. Рязани, Рязанский государственный педагогический университет, Рязанский областной психоневрологический диспансер, Рязанский учебный центр "Морозовский проект", Рязанский областной женский журнал "Рязаночка".

Рязанский гендерный центр реализовал три крупных образовательных проекта: "Женщины и новые информационные технологии" - серия бесплатных компьютерных курсов для женщин в январе - июне 2002; семинар для представительниц местных законодательных органов власти "Стратегии успеха женщин в организации и проведении избирательных кампаний", проведённый в январе 2003 при поддержке Международного Республиканского института. Самым значимым стал проект "Летняя школа в г. Рязани. Общество и гендер".

2. Проект "Летняя школа в Рязани. Общество и гендер": его цели и значение

Проект "Летняя школа в Рязани. Общество и гендер" явился этапным событием в деятельности Рязанского гендерного центра по внедрению гендерного образования в нашем городе. Руководителем данного направления деятельности центра является доцент Рязанского государственного педагогического университета Блохина Н.А. С 1995 года она начала выступать с сообщениями и докладами по гендерным проблемам на научных конференциях и семинарах. В 2000-2001 учебном году ею был прочитан курс по выбору "Культура и гендер" на факультете русского языка и литературы (отделение культурологии), который ознаменовал начало институциолизации гендерного образования в высшей школе Рязани. Она руководит работой студенческой научно- исследовательской группы РГПУ по гендерным исследованиям, по итогам работы которой ежегодно проводятся студенческие научные конференции: "Гендерные исследования и их региональный аспект" (2002г.), "Теоретический феминизм в общественных и гуманитарных дисциплинах" (2003г.).

Этот небольшой опыт в сфере гендерного образования и осознание значимости его институциолизации побудили нас принять участие в конкурсе проектов "Гендерное образование" Женской сетевой программы Института "Открытое Общество".

Начав разработку проекта, Рязанский гендерный центр ставил перед собой комплекс задач, внутренних и внешних. Внутренние задачи имели целью укрепление самой организации: рост профессионального уровня сотрудниц гендерного центра, укрепление его материально-технической базы, повышение авторитета Рязанского гендерного центра в городе и вхождение в российское гендерное сообщество.

Основная цель проекта - это подготовка молодых преподавателей вузов ряда городов центральной России к чтению гендерных курсов. В школе приняли участие девять слушательниц и один слушатель из Рязани и десять слушательниц из Калуги, Орла, Пензы, Липецка, Белгорода, Кирово-Чепецка, Санкт-Петербурга. В течение десяти рабочих дней они прослушали 25 лекций, приняли участие в интерактивных обучающих мероприятиях (семинарах, тренингах, круглых столах, презентациях), получили консультации от ведущих специалистов в области гендерных исследований для разработки собственных гендерных курсов по профилю преподаваемой дисциплины.

Другой важной целью было создание местного гендерного сообщества, установление контактов начинающих исследователей гендера в Рязани и в других городах центральной России между собой, а также с ведущими учеными страны в сфере гендерных исследований. Эта цель успешно решалась в рамках летней школы. Однако для формирования устойчивого гендерного сообщества требуется время. Необходимо наладить постоянное взаимодействие начинающих гендеристок между собой и с опытными специалистами в данной области. Одной из форм такого взаимодействия может быть проведение ежегодных региональных конференций.

В рамках проекта решалась также задача - заинтересовать администрации ВУЗов, представителей местной власти и широкую общественность в актуальности гендерного образования. Эта задача не была заявлена на этапе разработки проекта и не осознавалась тогда, как задача исключительной важности. На этапе отбора иногородних слушателей, когда мы не имели возможности напрямую обращаться к заинтересованным преподавателям, пришло осознание важности административного ресурса. Успех полностью зависел от информированности ректора или проректора в вопросах гендерного образования, его готовности к введению гендерных курсов в учебные планы и программы своего вуза и заинтересованности в подготовке преподавателей для чтения таких курсов.

Для успешной работы по внедрению гендерного образования в Рязани имеет большое значение позитивное отношение к этой идее местных органов власти и широкой общественности, особенно, студенческой молодежи. Гендерные знания должны быть признаны в обществе необходимыми и полезными, гендерные курсы должны быть востребованы студентами. С целью пропаганды гендерного образования мы организовали и провели в рамках летней школы серию круглых столов: "Перспективы гендерного образования в России" с участием деканов и заве6дующих кафедрами рязанских вузов, "Образ женщины в СМИ, кино, рекламе" с участием рязанских журналисток, "Женщина - субъект и объект социальной политики" с участие депутата Рязанского городского Совета и представительниц городского и областного управлений социальной защиты населения. Работа летней школы освещалась по рязанскому телевидению и в прессе.

В ходе реализации проекта "Летняя школа в Рязани. Общество и гендер" Рязанский гендерный центр накопил значительные профессиональные и материальные ресурсы для дальнейшей работы по институциолизации гендерного образования в городе. Интенсивная интеллектуальная и организационная работа по подготовке и проведению летней школы способствовали накоплению опыта и росту профессионализма сотрудниц гендерного центра. Осуществление столь крупного мероприятия повысило авторитет нашей организации в городе, обеспечило вхождение Рязанского гендерного центра в общероссийское гендерное сообщество; были налажены связи с лидерами женского движения, ведущими исследовательницами в разных отраслях гендерного знания и общественной жизни. Участие в мероприятии преподавателей и слушателей из разных городов России способствовало распространению информации о деятельности Рязанского гендерного центра за пределами Рязанской области. Значительно окрепла материально-техническая база гендерного центра: приобретена современная офисная техника, сформирована библиотека гендерной литературы, издана печатная продукция.

В рамках проекта разработана модель - механизм деятельности женской общественной организации в целях институциолизации гендерного образования, поставлены основные задачи: 1.Пропаганда гендерного знания 2.Подготовка специалистов, в том числе преподавателей в сфере гендерных исследований 3.Формирование местного гендерного сообщества.

3. Целесообразность создания межвузовского гендерного центра как эффективного инструмента институциолизации гендерного образования в Рязани

Для наиболее эффективного решения задач по институциолизации гендерного образования в условиях дефицита человеческих и материальных ресурсов представляется целесообразным создание межвузовского гендерного центра, который способен стать локомотивом этого процесса.

Система высшего образования в Рязани представлена большим количеством вузом. Здесь насчитывается восемь государственных высших учебных заведений, среди них три академии, два университета, три военных института, а также множество филиалов и коммерческих вузов. Каждое из этих образовательных учреждений совершенно самостоятельно, межвузовская кооперация развита слабо. В такой ситуации межвузовский гендерный центр способен эффективно вести работу по институциолизации гендерного образования в учебных заведениях города, координируя работу вузов в этой сфере. Его первоочередная задача будет состоять в артикуляции необходимости гендерного образования, постановке этой задачи перед всеми вузами города, привлечении администраций вузов - ректоров, проректоров, деканов факультетов, заведующих кафедр - в ряды активных сторонников гендерного образования.

Межвузовский гендерный центр способен эффективно решать задачу пропаганды гендерного образования, взаимодействуя с разными силами и слоями общества, имея несколько целевых групп и широкий диапазон форм и методов работы.

Для чтения гендерных курсов студентам разных специальностей необходимо подготовить преподавателей гендерных исследований в разных областях знания - социологии, психологии, истории, лингвистике. На сегодняшний день образование юриста, экономиста, менеджера, филолога можно получить сразу в нескольких вузах Рязани. Поэтому целесообразно готовить кадры для преподавания междисциплинарных гендерных исследований на межвузовской основе. Это повысит эффективность и качество подготовки преподавателей. Высоко квалифицированные специалисты будут востребованы на межвузовском рынке труда. Сегодня есть осознание того, что рост вширь без соблюдения высоких качественных стандартов гендерного образования дискредитирует гендерную науку и не приносит должных результатов.

На межвузовской основе необходимо также решать вопрос становления местного гендерного сообщества. Оно не обязательно должно формироваться как сугубо научное. В него целесообразно вовлекать практиков гендерного движения - активисток женских общественных организаций, журналистов, политиков. Знания в сфере гендерных исследований нам нужны прежде всего как руководство к действию по достижению гендерного равенства. Такое взаимодействие теории и практики способен обеспечить межвузовский гендерный центр.

В заключении хочется отметить, что на нынешнем этапе развития гендерного образования в России речь идет прежде всего о преподавании гендерологии как компоненты общеобразовательных дисциплин. Однако в будущем необходимо становление гендерных исследований как самостоятельной отрасли знания, как это имеет место в США и Западной Европе. Сегодня, например, в четырёх университетах Германии можно получить магистерскую степень в области женских и гендерных исследований. В России также встает задача подготовки высококвалифицированных специалистов в сфере гендерных исследований. В проекте Гендерной стратегии Российской Федерации, разработанном в Министерстве труда и социального развития РФ, подчеркивается необходимость "включения в состав обязательных квалификационных требований к лицам, занимающим государственные должности в системе государственного и муниципального управления, знаний по гендерной проблеме". Признание важности институциолизации гендерного образования на государственном уровне подтверждает актуальность этого процесса и его необратимость.

Реализация крупных образовательных проектов является наиболее эффективной формой работы женских общественных организаций по институциолизации гендерного образования. Эта форма работы предполагает интенсивную целенаправленную деятельность в сжатые сроки, ответственность небольшой группы активистов за весь ход проекта и его результаты, постоянный контроль со стороны финансирующих и других организаций. Общественные организации зачастую работают под пристальным вниманием местных властей или напротив, в обстановке игнорирования, непризнания, в условиях постоянной борьбы за выживание. В своей работе они взаимодействуют с государственными, муниципальными. коммерческими, общественными структурами, привлекая их человеческий, материально-технический, финансовый, организационный потенциал для решения острых социальных проблем.