О защите детей.

2 млн детей до 14 лет, подвергается насилию в семье,
10 из них умирает от побоев,
2 тысячи кончают жизнь самоубийством,
более 50 тысяч уходят из дома

В первый день лета отмечается день защиты детей. В этом году 55 –ый раз. Впервые во многих странах мира его отметили в 1950 году. В том числе в Советском Союзе. В ноябре 1949 года на первом конгрессе международной демократической федерации женщин участницы, в полной мере пережившие все ужасы войны, дали клятву: «Мы торжественно клянемся бороться за создание условий, необходимых для счастливого и гармоничного развития наших детей и будущих поколений… Мы торжественно клянемся неустанно бороться за обеспечение прочного мира во всем мире как единственную гарантию счастья наших семей и детей». Тогда же было принято решение об учреждении праздника Международного дня защиты детей. Неслучайно это произошло после Второй мировой войны, когда огромное количество детей нуждалось в помощи и защите взрослых. Мы 60 лет живем в условиях мира, но количество сирот и беспризорников в нашей стране все чаще сравнивают с первыми послевоенными годами, не секрет, что много детей погибает от рук преступников, много исчезает бесследно.

Как гром среди ясного неба прокатилось по стране эхо красноярской трагедии. Как бы ни завершилось расследование этого преступления, ясно одно, дети погибли из-за чьей-то беспечности. Кто-то не закрыл люк коллектора, кто-то не развил в детях чувство самосохранения, кто-то не привил правил безопасного поведения и т.д. и т.п. Мы, взрослые, не сможем снять с себя ответственности за все несчастья, которые случаются с детьми. В день защиты детей не принято говорить о таких невеселых проблемах, но необходимо срочно принимать меры, чтобы предостеречь наших детей от опасностей, подстерегающих их на улице и даже дома. Поэтому именно о том, от чего необходимо нам защищать детей мы и поговорим в этот день.

Необходимо реально оценивать степень опасности, которой подвергаются наши дети. В ежегодных докладах Правительства РФ о положении детей приводятся статистические данные, позволяющие оценить ситуацию как критическую. Речь идет о том, что дети попадают в руки преступников и подвергаются физическому и сексуальному насилию на улице. Я опрашивала некоторых детей дошкольного и младшего школьного возраста, чтобы понять, как же они представляют себе опасность на улице. Почти все считали опасным переход дороги, по которой ездят автомобили. Наверное, это результат наших совместных усилий от запугиваний типа «бибика задавит» до программ «Юный автоинспектор». А вот помимо автодорожной темы представления детей об опасности не улице в подавляющем большинстве выглядели как «бородатый пьяный дядька с палкой». Мы имеем стойкий стереотип, который на настоящий момент не выдерживает критики. Достаточно вспомнить даже примеры из телепередач, где разоблаченный преступник-маньяк был приличным молодым человеком и даже бабулей-божьим одуванчиком. Я не знаю, нужно ли детям, по крайней мере, маленьким детям смотреть эти передачи и каков был бы результат таких просмотров, но проводить в адаптированной форме просветительскую работу среди детей. начиная с младшего возраста, необходимо. Наши психологи подготовили для школьников урок, который проводился в рамках программы ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности), на котором обучали детей распознавать опасную ситуацию на улице. Что делать, если незнакомый человек настойчиво приглашает покататься на машине? Можно ли входить одному в темный подъезд, когда там стоят незнакомые? Как вести себя, если старшие ребята требуют отдать сотовый телефон или куртку? Уроки проходили оживленно и часто вопросы ребят были столь интересными и практически важными, что план урока приходилось менять, что называется, на ходу. Эта обратная связь дает нам основание рекомендовать распространения такой формы работы с детьми. Есть и специальные программы для дошкольников. Например, вопрос нужно ли было Буратино отдавать золотые червонцы хитрым коту и лисе, позволит на понятном ребенку материале разобрать проблему насилия на улице. К сожалению, не только улица может быть опасно для ребенка.

В результате специальных исследований было установлено, что низкий уровень общей, правовой и психолого-педагогической культуры современных родителей в сочетании с социально-экономическими трудностями привел к тому, что заметно увеличилось количество случаев жестокого обращения с детьми в семье . Тема внутрисемейного насилия над детьми долгое время замалчивалась в нашей стране. По данным органов образования, МВД и Генеральной прокуратуры РФ количество случаев жестокого обращения в с детьми увеличивается с каждым годом. При этом «около 30% госпитализированных в результате жестокого обращения составляют младенцы до одного года, а другие 30% - дошкольники. А если учитывать, что по данным исследователей только 7% случаев жестокого обращения с детьми становятся известны правоохранительным органам, то картина становится еще более мрачной.

Тема жестокого обращения с детьми стала центральной в моей беседе со старшим помощником прокурора области по надзору за исполнением закона о несовершеннолетних Людмилой Викторовной Долговой. В Рязанской области за 2004 и начало 2005 года к административной ответственности за ненадлежащее обращение с детьми привлечено более 500 родителей. За жестокое обращение с детьми возбуждено в прошлом году 24 уголовных дела, а за 4 месяца текущего года – 9, причем 6 из них возбуждалось прокуратурой. В качестве примеров Людмила Викторовна рассказала о том, как однажды в областную детскую больницу был доставлен из городской квартиры 11-летний мальчик с множественными травмами и с повреждениями на руках и ногах, характерных для связывания. В ходе расследования выяснилось, что это следы воспитания ребенка бабушкой, которая привязывала ребенка к батарее и избивала. А в Сараевском районе недавно молодая мама, чей полуторалетний малыш жил и питался вместе с собаками и козами, отделалась штрафом. Проблема насилия над детьми в семье и обществе становится все более актуальной для современной России и сформировалась в самостоятельную социальную проблему. Особенно ярко последствия этого явления отражаются на судьбах детей: рост среди них беспризорности, безнадзорности, алкоголизма, наркомании, правонарушений.

В Семейном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу в 1996 году, впервые определены основы правовой защиты детей от насилия в семье: ребенок рассматривается в качестве самостоятельного субъекта отношений в семье, а не как зависимый объект "родительской власти". Давайте не будем путать власть и ответственность.

Я спросила Людмилу Викторовну, что на ее взгляд необходимо сделать, чтобы предотвратить это страшное явление – насилие над детьми. «Необходимо действовать сообща всем службам, которые соприкасаются с семьей и повышать ответственность родителей»- ответила мне она. Что ж, с этим трудно не согласиться. От себя хочу добавить, что просветительская составляющая этой работы также очень важна. В обществе должна быть нетерпимость к насилию в семье, а ее надо воспитывать, в том числе и через СМИ.

В день защиты детей мне хочется пожелать всем нам: будем ответственны за детей, за своих , за детей друзей, знакомых и незнакомых, за детей соседей и сослуживцев, за просто детей во дворе и на улице. Тогда наша совесть будет чиста и не случится беды похожей на красноярскую…