О ПРОЕКТЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКТОРЫ ФОТО

Чикалова И.Р.

БРИТАНСКИЙ ЛЕЙБОРИЗМ: ГЕНДЕРНЫЕ ИДЕОЛОГИИ И ПРАКТИКИ
(Первый парламентский успех 1906 г. - победные выборы 1997 г.)

Начальный этап деятельности лейбористов, и вопрос о наделении женщин избирательным правом. К концу XIX в. часть британского общества испытывала все большее разочарование ограниченными результатами деятельности парламента в социальной сфере. Надежды на Либеральную партию, которую на выборах поддерживала основная масса рабочих и под знаменами которой избирались многие рабочие депутаты (так как разрозненные социалистические организации не могли обеспечить избрание депутатов и создание в парламенте рабочей фракции), иссякли1. В связи с этим на Плимутском конгрессе тред-юнионов 1899 г. возникла идея самостоятельного рабочего представительства на основе объединения профсоюзов и социалистических организаций в партию парламентского типа. На следующий год собравшаяся в Лондоне конференция представителей 67 тред-юнионов, Фабианского общества, Социал-демократической федерации и Независимой рабочей партии, реализуя его решения, образовала самостоятельную партию под названием "Комитет рабочего представительства". В ее организационную основу был положен принцип коллективного членства. Этот статус окончательно закрепился в 1903 г., когда КРП был провозглашен федерацией тред-юнионов, Фабианского общества и Независимой рабочей партии. Объединив к 1906 г. 921,3 тыс. членов2, новая организация быстро набирала влияние. В 1906 г. КРП переименовали в Лейбористскую партию, и в этом же году к ней пришел первый парламентский успех, хотя и не без помощи либералов: последние не выставили своих кандидатов в 30 промышленных округах, тем самым расчистив места для лейбористов. Не во всех из них лейбористы победили, зато компенсировали потери в других округах и в общем итоге провели в парламент 29 депутатов3.

Вопрос об избирательном праве, об отношении к имущественному цензу и о расширении состава избирателей был одним из центральных в парламентских и внутрипартийных дебатах на протяжении второй половины ХIХ - начала ХХ в. Важнейшим следствием трех парламентских реформ ХIХ в. (1832, 1867, 1884-1885 гг.) явился рост числа избирателей с 670 тыс. в результате первой реформы до 2 млн. 500 тыс. - в результате второй и 5 млн. 700 тыс. - третьей4. Но и при этом избирательное право не стало всеобщим. Вплоть до парламентской реформы 1918 г. асимметрия в праве голоса проявлялась в двух основных направлениях: а) из поля электоральной политики были исключены женщины5; б) право голоса связывалось не с личностью, а с обладанием собственностью, в связи с чем правом голоса обладала лишь часть мужчин6. Вновь образованная Лейбористская партия, как организация парламентского типа, должна была определиться по этим вопросам.

Входившие в ее состав Независимая рабочая партия и Фабианское общество изначально выступали за наделение женщин правом голоса. Социал-демократическая федерация и Федерация тред-юнионов ратовали только за устранение имущественного ценза. Тем не менее усиливавшееся давление со стороны женского движения подталкивало партию к определению своих позиций по вопросу избирательных прав для женщин. В свою очередь, его участницы тоже не были единодушными в подходах к реорганизации избирательной системы и, особенно, в тактике достижения цели.

Умеренные суфражистки из образовавшегося в 1897 г. на основе разрозненных групп Национального союза женских суфражистских обществ (НСЖСО) во главе с главным инициатором объединения, идеологом и президентом организации Миллисент Фосетт вели агитацию сдержанными методами (выступление на митингах, распространение пропагандистской литературы, организация манифестаций). На первых порах эта организация выступала как внепартийная и апеллировала ко всем политикам, поддерживавшим идею о предоставлении женщинам права голоса. Требования не простирались далее установления единых для мужчин и женщин условий зачисления в электоральный состав: раз не все мужчины в Англии выбирают, то и не все женщины должны его иметь. Но, полагали они, несправедливо лишать голоса на парламентских выборах тех, кто обладал собственностью. По их расчетам, женщин, которые могли бы стать избирательницами, набралось бы в Англии около полутора миллионов на 7 с лишним миллионов избирателей-мужчин. Среди сторонников умеренных суфражисток преобладали либералы, многие из которых были влиятельными членами Палаты общин. Муж Миллисент Фосетт сам был видным парламентарием от Либеральной партии. Другую часть стратегии умеренных суфражисток составляло успешное продвижение законопроекта о наделении женщин избирательными правами. Такая тактика оказалась малоэффективной: билль о распространении на женщин избирательного права несколько раз принимался Палатой общин в течение последней трети XIX в., но только во втором чтении. Поэтому в начале ХХ в. часть сторонниц женских политических прав перешла, с одной стороны, к воинствующим методам ведения кампаний7, а, с другой - сконцентрировались, особенно после 1906 г., на более тесной работе с политическими партиями по продвижению идеи женских избирательных прав.

В 1903 г. Эммелин Панкхерст создала милитантскую суфражистскую организацию Женский социально-политический союз (ЖСПС)8. В ЖСПС ключевую роль играли женщины, связанные с рабочими организациями. Сама Эммелин Панкхерст была женой одного из руководителей Независимой рабочей партии (коллективного члена КРП), известного юриста и агитатора идеи женских политических прав Ричарда Панкхерста. Она пользовалась также поддержкой лидера Независимой рабочей партии Кейр Гарди, который был убежденным сторонником идеи. В своей программе ЖСПС ратовал за единые для мужчин и женщин условия зачисления в электоральный состав, т.е. придерживался сходных с умеренными суфражистками взглядов. Уже в 1906 г. на конференции Комитета рабочего представительства Э. Панкхерст пыталась убедить руководство лейбористов принять пункт о расширении существующей избирательной системы в пользу женщин (как того добивались умеренные суфражистки), но безуспешно: в результате на конференции, где тон задавали лидеры тред-юнионов, было принято решение о борьбе за всеобщее избирательное право, но для мужчин9. Это решение стало стратегическим для лейбористов на протяжении, по крайней мере, 5 последующих лет, когда они регулярно проваливали на партийных конференциях резолюции о распространении избирательных прав на женщин.

Помимо независимого ЖСПС, для оказания помощи лейбористам на парламентских выборах была создана Женская лейбористская лига. Первая конференция Лиги, прошедшая в 1906 г., определила цель деятельности организации следующим образом: "работа в сотрудничестве с партией лейбористов по достижению независимого женского лейбористского представительства женщин в парламенте и во всех местных органах власти"10.

Билль о распространении на женщин избирательного права принимался Палатой общин в 1904, 1908, 191011, 1911, 1912 и 1913 гг. во втором, а в 1911 г. даже в третьем чтении, но дальнейшее продвижение его блокировалось. Однако перелом наступил, в том числе во взаимоотношениях умеренных суфражисток с либералами и лейбористами. Сразу после неудачи с биллем 1912 г. по инициативе Г. Брейлсфорда оформился взаимовыгодный суфражистско-лейбористский альянс: женщины обещали оказывать организационую и финансовую поддержку лейбористским кандидатам на выборах. В ответ после провала законопроекта 1913 г. на ежегодной лейбористской конференции была принята резолюция, призывавшая свою парламентскую фракцию противодействовать любому биллю об избирательной реформе, который бы не содержал положения о политических правах женщин12.

Начавшаяся Первая мировая война на время сняла с повестки дня вопрос о женском избирательном праве. Суфражистки (и умеренные и милитантки) объявили о прекращении "кампании протеста" и о направлении сил на помощь фронту и нации. В ответ правительство амнистировало всех находившихся в заключении милитанток. В годы войны большинство членов ЖСПС активно работали на оборону, а Э. Панкхерст стала правительственным экспертом по вовлечению женщин в промышленное производство. И все же вопрос о женских избирательных правах вновь зазвучал в парламенте еще до завершения войны в связи с необходимостью пересмотра довоенных избирательных списков. В 1917 г. в парламент поступил законопроект новой избирательной реформы, предложенный коалиционным правительством Ллойд Джорджа. Среди прочих он предусматривал право голоса для всех женщин, но лишь с 30 лет, а возможность баллотироваться в парламент - с 21 года. В феврале 1918 г. билль приобрел силу закона. Содержавшаяся в нем аномалия была ликвидирована только в 1928 г., когда и активное, и пассивное избирательное право предоставили женщинам наравне с мужчинами по достижении 21 года13. На выборах 1923 г. первые три женщины-лейбористки были избраны в парламент14. С этого момента суфражистское движение, выполнив свои задачи, ушло с политической сцены. Несмотря на появление отдельных женщин в политических структурах (например, в 1924 г. Маргарет Бондфильд вошла в лейбористское правительство Макдональда, став первой женщиной - министром в британской истории), начался затяжной период "невидимости" женщин и игнорирования последних в лейбористской политической повестке.

Идеология и стиль работы партии. Основу идеологии Лейбористской партии составил фабианский социализм, включавший принцип уравнения в правах женщин и мужчин. Фабианское общество подготовило программы Лейбористской партии, первую из них - "Труд и социальный порядок" - в 1918 г. Решающую роль в партии благодаря системе коллективного членства играли настроенные предельно консервативно в отношении женщин массовые тред-юнионы, особенно традиционные индустриальные союзы с доминирующим мужским составом, обеспечившие ее и финансами, и большой массой членов. Отражая эту зависимость, программа партии гарантировала доминирование тред-юнионов путем предоставления им существенного представительства в Национальном исполнительном комитете.

Несмотря на риторическую приверженность идеям равенства, идеология, культура, организация и стиль работы Лейбористской партии на протяжении десятилетий базировались на вере в существование глубинных "естественных" различий между полами, следствием которого является разделение сфер деятельности на "мужские" и "женские". Несмотря на то, что к 1921 году к союзам присоединилось более миллиона женщин, составивших шестую часть от общего состава профсоюзов и охвативших каждую пятую женщину-рабочую15, моделью политического лейбористского активиста служил член тред-юниона, промышленный рабочий, мужчина. Партия оставалась маскулинной по духу. Патерналистский порядок был встроен в структуру организации, легитимировал гендерные иерархии, лишая женщин доступа к руководящим органам. Женщины традиционно рассматривались лишь в качестве жен и матерей рабочих.

С 1918 г. женщины могли вступать в Лейбористскую партию на индивидуальной основе через женские секции при местных организациях, и большинство их принимались в партию именно таким путем: в составе промышленных тред-юнионов женщин было мало. Для координации их работы в масштабе страны с 1951 г. действовал Национальный лейбористский женский совещательный комитет. Эта организация выступала в качестве консультативного органа по проблемам женщин при Национальном исполнительном комитете. Завершалась эта пирамида женской лейбористской конференцией, созывавшейся раз в два года. Наличие отдельных женских секций вело к отрыву большинства женщин от главных структур партии. Женские секции не обладали ни властью в принятии решений, ни прямым представительством в руководящих органах. Даже на места в Национальном исполнительном комитете, с 1981 г. резервировавшиеся для женщин, они избирались ежегодной общепартийной конференцией. Поэтому женщины, обладавшие политическими амбициями, должны были соревноваться внутри заполненных мужчинами структур, в которых они сталкивались с традиционным предубеждением. Оно не ослабло даже после того, как все больше женщин начало проявлять активность в партийных организациях графств.

Новый социальный фон. На протяжении ХХ столетия и особенно его последней трети, место женщин в британском обществе заметно изменилось. Значительными темпами росло число работавших женщин. К 1979 г. 63% женщин в возрастной группе 16-59 лет имели ту или иную оплачиваемую работу, и продолжалась тенденция к росту их занятости: в 1994 г. количество работавших женщин увеличилось до 71%. Великобритания заняла второе место в Европейском союзе (после Дании) по участию женщин в общественном производстве: в 1997 г. оплачиваемую работу имели 7 из 10 женщин16. Одновременно за тот же период с 91 до 85% сократилось число работавших мужчин активного возраста (16-64 года). В то же время в 1995 г. 43% работавших женщин трудились на неполную ставку, следствием чего был более низкий доход и меньшее число трудовых прав17. Хотя разрыв в доходах постепенно сокращался, женщины продолжали зарабатывать значительно меньше мужчин: в 1975 г. их доходы в среднем составляли 71% от заработка мужчин, в 1984 г. - 73% и в 1997 - 80,2%18. В стране росло число неполных семей, достигшее в 1990 г. 1 млн. В 90% случаев детей воспитывали матери. 86% из них (772 тыс.) не работали, и правительство выплачивало им пособие по бедности19. Матери, которые желали освободиться от социальных пособий и начать работать, были лишены этой возможности из-за того, что не могли определить детей в дошкольные и внешкольные учреждения в связи с их отсутствием или высокой ценой места. Менее чем один ребенок из 100 в возрасте до 3-х лет мог рассчитывать на место в государственном детском саду20.

Накопившиеся проблемы подпитывали стремление к переменам, катализатором которых стало новое женское движение, развернувшееся в стране в 1960-е гг. На национальном уровне новая волна феминизма заявила о себе в 1970 г., когда множество разрозненных групп провели конференцию в Оксфорде, пытаясь организоваться в Национальное женское освободительное движение. Конференция выдвинула 4 основных требования: равенство в оплате, равенство в образовании и возможностях, широкое развитие системы дошкольного воспитания, свобода контрацепции и абортов. Позднее, в 1974 г., в число практических задач женского движения были включены требования финансовой и юридической независимости женщин, а в 1978 г. - свободы для лесбиянок и защиты от угроз и насилия, в том числе сексуального. После 1979 г. многие британские феминистки усилили активность в традиционных институтах политического соперничества - партиях, союзах, местных правительствах, которые, в свою очередь, более не могли игнорировать проблемы, получившие под влиянием женского движения широкий общественный резонанс.

Кризис в партии. Заставить Лейбористскую партию критически переоценить гендерную политику могла развернувшаяся в стране новая волна женского движения. Тем не менее на первых порах британские феминистки были скептически настроены по отношению к работе в традиционных институтах политического соперничества и игнорировали работу в партиях, союзах, местных правительствах. Поэтому лейбористы не испытывали серьезного давления с их стороны вплоть до начала 1980-х гг., когда положение стало меняться под влиянием комплекса причин. Женское движение фрагментировалось: ряд активисток, связавших себя с феминистской идеологией, присоединились к Лейбористской партии и начали работать над ее феминизацией. Среди наиболее известных женских групп, возникших в начале 1980-х гг., был Комитет действия лейбористских женщин (Labour Women's Action Commitee)21. Его требования включали проведение дебатов на ежегодной конференции Лейбористской партии по резолюциям, принятым женской партийной конференцией. Кроме того, предлагалось проводить выборы женщин на места в Национальном исполнительном комитете на женской конференции, благодаря чему они были бы подотчетны женщинам - членам Лейбористской партии, а не партии в целом. Комитет также требовал включения, по крайней мере, одной женщины в списки кандидатов в парламент. Женские активистки на этом этапе пытались построить альянс с левым крылом в партии, но инкорпорировать гендер в лефтистский дискурс оказалось трудным делом: левые в стремлении реформировать партию рассчитывали на тред-юнионы и не хотели портить отношения со столь влиятельными группами по поводу женских требований. Поэтому, несмотря на свои радикальные претензии, левое крыло проявляло чрезвычайную консервативность, когда возникала необходимость трансформации самой организации, чтобы сделать ее более демократичной, открытой и отзывчивой к новым веяниям. Попытки развить гендерную перспективу в таком контексте закончились неудачей. Все требования Комитета действия лейбористских женщин были проигнорированы в силу желания партии, включая ее левое крыло, сохранить поддержку влиятельных тред-юнионов, которые не скрывали враждебного отношения к коллективному представительству женщин.

Со временем ряд внутренних и внешних событий заставил лейбористское руководство задуматься над тем, какое впечатление производила партия на женщин. Неудовлетворенность решениями партийной конференции 1981 г. в Уэмбли, в том числе новым механизмом выбора лидера партии путем введения коллегии выборщиков, в которой тред-юнионы получили 40% голосов, вынудила несколько влиятельных партийных функционеров, включая Ширли Вильямс, покинуть лейбористов. Созданная ими в марте 1981 г. Социал-Демократическая партия (СДП), как более открытая и современная организация, уже на следующий год своего существования объявила, что в каждый окончательный избирательный список от партии будет включено не менее двух женщин. Таким образом, в Великобритании появилась первая партия, которая начала использовать принцип позитивной дискриминации. В стране появился прецедент и начала создаваться практика целенаправленного выдвижения женщин. Это не могло не оказать воздействия в будущем и на Лейбористскую партию.

После поражения лейбористов на выборах 1983 г. лидером партии вместо Майкла Фута избрали Нейла Киннока. Он принял партию, программа которой ориентировалась на защиту имущественных прав узкой группы организованных промышленных рабочих и была отвергнута избирателями. Лейбористы в своих программных требованиях по проблемам гендерного устройства оказались не в состоянии серьезно конкурировать даже с программой блока социал-демократов и либералов, которые сделали ставку на партию, обладавшую новым имиджем. В свете этого руководство лейбористов должно было оценить степень влияния партии на избирателей в целом и их женскую часть, в особенности. Эта озабоченность особенно усилилась после поражения на парламентских выборах 1987 г. Со своей стороны, Комитет действия лейбористских женщин развернул широкие дебаты о месте женщин в партии. Поддержка его действий, которая прежде ограничивалась акциями женщин среднего класса, ассоциировавших себя с феминизмом и лефтизмом, расширилась за счет многочисленной группы партийных активисток из других общественных слоев. Кроме того, в парламент были избраны симпатизировавшие феминистской идеологии Клэр Шорт и Харриет Харман. Они присоединились к влиятельному парламентарию, феминистке Джо Ричардсон для продвижения внутри партии женских требований. Еще более важную роль сыграло то обстоятельство, что лидеры профсоюзов стали оказывать некоторую поддержку активисткам, с конца 1960-х гг. агитировавшим за изменение политики в отношении трудящихся женщин и увеличение их представительства в руководстве. Разраставшийся в 1980-х гг. кризис в тред-юнионистском движении сделал его лидеров более восприимчивыми к женским требованиям. В результате ряд тред-юнионов одобрил новую политику в отношении равных прав, сексуального домогательства на рабочем месте и защиты материнства. Индикатором успеха стало создание в 1988 г. в Конгрессе тред-юнионов отдела по равным правам.

Значительное уменьшение влияния индустриальных союзов с доминирующим мужским составом при параллельном росте на протяжении 1980-1990-х гг. авторитета профсоюзов, объединявших работников сферы услуг, в которых преобладали женщины, вынудило тред-юнионистское руководство начать реагировать на женские нужды. Профсоюзные лидеры стали участвовать в дебатах внутри Лейбористской партии по вопросам гендерной политики и представительства женщин в избираемых органах, а с другой стороны, партийные активистки в целях координации действий начали более активно работать в профсоюзах. В некоторых случаях личные связи в этом взаимном сближении играли немаловажную роль: избранная в парламент сторонница продвижения женских прав Харриет Харман стала женой одного из видных тред-юнионистских деятелей.

Исследование, проведенное после выборов 1987 г. Теневым агентством по коммуникациям, свидетельствовало о том, что имидж партии оставался для нее главной проблемой22. Хотя Комитет действия лейбористских женщин не был допущен к работе группы по пересмотру политики, ее окончательный документ "Ответ на вызов, осуществим перемену"23 содержал достаточно большое количество обязательств по отношению к женщинам. Они включали равенство в налоговой системе, развитие законодательства в интересах гендерного равенства, расширение системы дошкольного воспитания и увеличение минимальной зарплаты. Одновременно руководство партии начало склоняться к политике позитивной дискриминации с целью увеличить число женщин в парламенте. Конференция Лейбористской партии 1988 г. одобрила резолюцию, поддерживавшую принцип обязательного представительства женщин в окончательных списках кандидатов. За этим решением последовала декларация конференции 1989 г., провозгласившая целью партии достижение равного с мужчинами представительства женщин в парламенте через 10 лет или в результате 3-х очередных парламентских выборов. В дополнение в своем предвыборном манифесте партия обратилась с открытым призывом к британкам, пообещав ввести должность министра по делам женщин в случае завоевания парламентского большинства и формирования правительства. Пожалуй, это был первый осознанный призыв к женщинам-избирателям, сделанный британской политической партией. Как шаг на пути к созданию властного института по проблемам женщин, партия включила парламентского оратора по женским правам в Теневой кабинет.

И все же специальные решения для претворения этой стратегии в жизнь не были приняты вплоть до следующего деморализующего поражения на всеобщих выборах 1992 г. Партия продолжала рассматриваться избирателями как ограниченная, не передовая, находившаяся "в кармане" у профсоюзов. И хотя в результате выборов число женщин-депутатов от Лейбористской партии выросло с 21 до 37, это воспринималось без оптимизма. Женщины составляли 21% от числа лейбористских кандидатов в депутаты и только 14% от парламентской фракции партии. Таким образом, требовалась реальная работа по изменению маскулинного характера партии.

По-прежнему этому мешало недоверие к партии, главным образом, со стороны женщин. Все проводимые исследования демонстрировали, что намного больше женщин голосовало за консерваторов, чем за лейбористов. На парламентских выборах 1979 г. гендерный разрыв составил 9 пунктов, 1983 г. - 8 пунктов в пользу тори, причем их лидерство среди мужчин было только в 12, а среди женщин - в 20 пунктов. Гендерный разрыв оказался критически важным во время парламентских выборов 1992 г., когда лейбористы по сравнению с консерваторами лидировали с преимуществом в один пункт среди мужчин, но отставали на 15 пунктов по степени поддержки среди женщин. Детальное исследование итогов выборов 1992 г. показало заметную дифференциацию в возрастных группах. Молодые женщины в возрасте от 18 до 34 лет предпочитали лейбористов: склонных голосовать за них было на 7% больше, чем мужчин такого же возраста. Однако в возрастной группе от 35 до 55 лет женщин, голосовавших за лейбористов, было уже на 3% меньше, чем мужчин. Среди женщин старше 55 лет брешь превращалась в глубокий разрыв: сравнительно с мужчинами поддерживали лейбористов на 22% меньше24. Ассоциация партии с профсоюзами, в которых доминировали мужчины, заставляла воспринимать ее в качестве сугубо мужской организации, далекой от интересов женщин. Ввиду этого даже при высоком уровне разочарования политикой консерваторов поддержка лейбористов женщинами была значительно меньшей, чем мужчинами.

Женщины старшего возраста, особенно пенсионерки, помнили результат политики прежних лейбористских правительств, проявившийся в резком увеличении стоимости жизни, и не верили их обещаниям увеличить пенсии. Пожилых женщин отпугивал имидж лейбористов, ассоциировавшийся у них с партийным пропагандистским плакатом прошлых лет, на котором изображались мрачные ряды облаченных в кепки рабочих. Молодые женщины, совмещавшие работу вне дома с воспитанием детей, позитивно реагировали на программу лейбористов. Эту группу, в первую очередь, привлекала обещанная ими развитая система дошкольного воспитания. Лейбористы увидели в работающих женщинах молодого поколения свой важный электоральный ресурс.

Дифференциация в политических предпочтениях у избирательниц разных возрастов привела к появлению у лейбористов реальной возможности привлечь в ходе следующих выборов 1997 г. на свою сторону больше голосов за счет молодого поколения женщин. Если бы женщины в 1992 г. проголосовали за лейбористов в той же пропорции, что и мужчины, партия выиграла бы выборы25. Это побуждало лейбористов к принятию срочных мер по устранению или, по крайней мере, уменьшению гендерного разрыва к следующим парламентским выборам, что в выборе стратегии подталкивало к более внимательному изучению гендерной перспективы развития организации в целом.

Внутренние партийные реформы. Главной целью внутренних партийных реформ становилось изменение отношения избирателей к партии путем отхода от модели закрытой организации, представлявшей узкие корпоративные интересы промышленных союзов, в сторону открытой плюралистической партии, основанной на индивидуальном членстве. Для этого лейбористское руководство стало искать возможность дистанцироваться от профсоюзов, уменьшить их влияние в решении партийных вопросов, переместить власть от активистов избирательных округов к "рядовому" члену. С другой стороны, стремление к изменению имиджа партии и отношения к ней избирателей увязывалось с проблемой более широкого представительства женщин. Руководство лейбористов надеялось, что привлечение большего их числа в парламент поможет изменить неблагоприятный в глазах массы избирателей облик партии. Попытки увеличить число женщин-парламентариев, сочетались с разнообразными процедурными изменениями, предусматривавшими рост их представительства в органах партийного руководства: Национальном исполнительном комитете и Национальной конференции. Хотя к 1979 г. женщины составляли примерно 40% рядового состава, их насчитывалось только 3% в лейбористской парламентской фракции и 11% среди делегатов ежегодной Национальной конференции.

В Национальном исполнительном комитете, располагавшим 29 местами, резервировалось 5 мест для женщин в отдельной "Женской секции". В дополнение женщины имели право состоять в секциях "Организаций округов" и "Тред-юнионов". Избрание в них в условиях соревнования с мужчинами всегда рассматривалось как более значительное достижение по сравнению с попаданием в "Женскую секцию". Но женщины, избранные в указанные секции, всегда составляли абсолютное меньшинство: на протяжении 1980-х гг., например, их никогда не было больше двух, а чаще одной. До 1992 г. ни одна женщина ни разу не избиралась в секцию "Тред-юнионов". Для увеличения количества женщин в Национальном исполнительном комитете применили систему квот. Было решено, что с 1993 г. по 2 места в секциях "Организации округов" и "Тред-юнионов" должны резервироваться для женщин. Впоследствии, начиная с 1995 г., квоту для секции "Организации округов" увеличили до 3-х. В результате новой процедуры представительство женщин в Национальном исполнительном комитете возросло. В 1986 г. из 29 мест в Национальном исполнительном комитете только 7 (24%) занимали женщины, в 1996 г. их число увеличилось до 14 (48%).

Ввели также правило, согласно которому среди функционеров на уровне избирательных округов и в центральном аппарате партии должна быть, по крайней мере, половина женщин. В случае, если это оказывалось невозможным, соответствующие посты следовало оставлять вакантными. Эффективными оказались и шаги по изменению гендерной пропорции на ежегодных партийных конференциях. Начиная с 1993 г. тред-юнионы стали делегировать на них женщин пропорционально их количеству в профсоюзе. В то же время было решено, что организации Лейбористской партии в избирательных округах, которые имели право направлять на конференцию только по одному делегату, обязаны посылать женщину через год26. К позитивной стороне этих нововведений наблюдатели относили изменившуюся атмосферу самих конференций. Как заметил один из комментаторов в газете Times по поводу конференции 1994 г., она "...была глубоко отличной от старых дней ... Сейчас, кажется достаточно нормальным, когда женщина встает и берет слово. Это более не относится к разряду событий"27.

Клэр Шорт, ставшая в 1993 г. теневым министром по делам женщин, предприняла серию широких и регулярных консультаций с партийными активистами по поводу лейбористской стратегии в отношении женщин. Одновременно она организовала еженедельные семинары со специалистами университетских программ Women's Studies, итог работы которых вылился в опубликование в 1995 г. двух программных документов: "Стратегия лейбористов по отношению к женщинам"28 и "Управляя ради равенства: результат консультаций лейбористов в отношении правительства для женщин"29. Подвергая критике существующие структуры, призванные содействовать развитию гендерного равенства в британском обществе, партия обещала, в случае победы на выборах, включить министра по делам женщин в состав Кабинета. На протяжении 1990-х гг. был подготовлен ряд документов, разъяснявших и пропагандировавших стратегию лейбористов по увеличению числа женщин в партийных структурах и парламенте, озвученных парламентскими спикерами и теневыми министрами по делам женщин30. Функции последних на протяжении 1980-х-1990-х гг. выполняли Джо Ричардсон (1984-1991), Марджори Молэм (1992), Клэр Шорт (1993-1995), Тесса Джоэлл (1995-июль 1996), Джанет Андерсон (1996-апрель 1997).

Призыв к электорату. Лейбористы увидели в работающих женщинах, особенно молодого поколения, свой важный электоральный ресурс. Они, начиная с победных для себя выборов 1974 г., в отличие от консерваторов, помещали во все программные манифесты отдельные подразделы, содержавшие перечень обязательств перед женщинами: "Хартия женщин" (1974)31, "Равенство для женщин" (1979)32, "Лучшее предложение для женщин"; "Равные права на рабочем месте" (1983)33, "Женские права" (1987)34, "Лейбористское министерство по делам женщин" (1992)35. Лейтмотивом этих манифестов стал принцип практического обеспечения равных возможностей для женщин. Женщинам следует дать свободный выбор между занятиями семьей дома и работой. Мужчины и женщины должны разделить права и обязанности в отношении оплачиваемой работы и домашних дел с тем, чтобы сегрегация в области труда как дома, так и вне него была разрушена36. Обвиняя консерваторов в атаках на женские права, в увеличении числа безработных женщин, разрушении служб, в которых особенно нуждаются женщины, лейбористы предложили широкий перечень обязательств по отношению к последним: обеспечение равной оплаты за труд одинаковой ценности путем внесения соответствующей поправки в Закон о равенстве в оплате, усиление Закона о дискриминации по признаку пола путем включения в него запрета прямой и непрямой дискриминации в части семейного статуса, усиление и расширение роли Комиссии по равенству возможностей, распространение трудовых прав на женщин, работающих неполный рабочий день и дома, предоставление дополнительной помощи семьям с одним родителем, увеличение пособия матерям и многое другое37. Лейбористы заявляли о намерении ликвидировать имевшиеся барьеры в реализации репродуктивных прав женщин38. Обещанный в предвыборном манифесте 1983 г. пост кабинетного министра по осуществлению равенства между полами39 в манифестах 1987 и 1992 гг. трансформировался в Министерство по делам женщин. Оно должно было инициировать законодательство и координировать политику в интересах женщин и детей, обеспечения безопасности женщин и вовлечения их в общественную жизнь40.

Продвижение женщин в парламент. Расширение женского присутствия в партийных органах создало благоприятный фон для продвижения женщин в парламент. В июне 1993 г. Национальный исполнительный комитет принял решение одобрить фиксированную квоту на половину выигрышных и половину маргинальных мест для передачи их на следующих выборах женщинам в случае, если действовавшие парламентарии вновь не выдвинут на эти места свои кандидатуры. Решение должно было реализовываться через требование к окружным организациям партии отбирать на эти целевые места кандидатов только из женских списков. Партийная конференция в этом же году согласилась с предложенным принципом. Согласованная процедура предусматривала, что половина избирательных округов с безопасными местами и половина округов с маргинальными местами должны одобрить женские избирательные списки.

Поддержка этого предложения явилась результатом успешного союза между реформаторами, которых возглавил после смерти Нейла Киннока в 1994 г. Тони Блэр, и активистками партии. Женщины согласились поддержать резолюцию партийной конференции 1994 г. по введению правила "Один человек - один голос", разрушавшее доминирование тред-юнионов на условиях, что будет также поддержана резолюция по введению квотирования при отборе кандидатов. Конференция приняла решение начать отбор кандидатов из подготовленных женских списков. Чтобы смягчить негативное впечатление от принятого решения, процедуру начали с маргинальных мест.

Решению о составлении женских списков и отбора из них кандидаток пытались оказать сопротивление партийные организации в тех округах, где лейбористы располагали безопасными местами. Тем не менее, по мере приближения даты открытия национальной партийной конференции, на которой планировали провести дебаты "по женскому представительству", отбор женщин не только на маргинальные, но и на выигрышные места ускорился. К середине 1995 г. отбор избирательных округов и кандидаток на маргинальные места полностью завершился.

Однако система квот не гарантировала преодоление препятствий внутри партии к отбору женщин-кандидатов, что показали события конца 1995 г. Двое мужчин-лейбористов начали судебный процесс против партии. Суть иска состояла в том, что исключительно по причине пола их кандидатуры отказались рассматривать в качестве предполагаемых кандидатов на места, зарезервированные для женщин. В январе 1996 г. Промышленный трибунал в Лидсе заключил, что отдельный женский список не совместим с Законом о дискриминации по признаку пола и, таким образом, незаконен41. В результате Лейбористский национальный исполнительный комитет был вынужден принять решение в дальнейшем отказаться от волевого отбора кандидаток из женских списков42. Тем не менее, перелом уже произошел, и это решение не могло кардинально повлиять на успех лейбористских женщин на выборах 1997 г. и тем более 2001 г.

Результаты парламентских выборов, представленные в таблице, начиная с выборов 1970 г., отражают эффективность рассмотренной выше электоральной политики лейбористов.

Женщины в Палате общин Великобритании в 1970- 2001 годах

Дата выборовКоличество местВсего женщинКонсер-
ваторы
Лейбо-
ристы
Либералы*СДП**Другие%
женщин
1970,
июнь
635261510--14,1
1974,
февраль
63523913-
-13,6
1974,
октябрь
63527718--24,3
1979,
май
63519811---3
1983,
июнь
650231310---3,5
1987,
июнь
6504117211116,3
1992,
апрель
6516020372-19,2
1997,
май
659120131013-2
1 спикер
18,2
2001
июнь
65911814945-517,9

Источник: Women in the House of Commons. Public Information Office: House of Commons. Factsheet (London: Public Information Office. House of Commons. Revised November 1997. №5).

Женщины в лейбористском Кабинете и Теневом кабинете. Вплоть до 1990-х гг. женщины являлись редкими фигурами в лейбористском Кабинете и Теневом кабинете. Тем не менее, Лейбористской партии принадлежит приоритет в привлечении их к работе в правительстве. Придя к власти в 1929 г., она выдвинула Маргарет Бондфилд на пост министра труда, ставшей первой в Британии женщиной, вошедшей в Тайный совет - совещательный орган при монархе. Бондфилд покинула министерство в результате падения лейбористского правительства в 1931 г.43 В составе коалиционного правительства военного времени было 3 женщины одновременно, 2 из них - лейбористки. Некоторое количество женщин занимали административные должности вне Кабинета. Однако их число никогда не было значительным. До окончания войны их было только 8, и все они находились на уровне помощников министров.

В лейбористском правительстве Клемента Эттли, находившемся у власти в 1945-1951 гг., Эллен Вилкинсон заняла пост министра образования. В 1950 г. еще одна женщина - Эдит Саммерскилл стала министром национального страхования, но вне Кабинета. Лейбористское правительство Гарольда Вильсона, действовавшее в 1964-1970 гг., включало уже ряд женщин. Барбара Касл все эти годы находилась в нем в качестве министра по делам заморских территорий (1964-1965), министра транспорта (1965-1968), заместителя министра занятости и производительности (1968-1970). Короткий срок (1968-1969) в составе правительства находилась Джудит Харт. Помимо них 6 женщин занимали государственные посты вне Кабинета: 3 из них являлись государственными министрами, 2 работали помощниками министров и одна вошла в слывшую мужским бастионом группу whips44. Во втором кабинете Гарольда Вильсона (1974-1976) было 2 женщины - Барбара Касл на должности министра по общественным службам и Ширли Вильямс на посту министра по ценам и защите потребителя. Только Ширли Вильямс осталась в правительстве Джеймса Каллагена (1976-1979) в качестве министра образования и науки45.

Что касается лейбористского Теневого кабинета, то как и в Кабинете, до конца 1980-х гг. женщины были в нем редкими фигурами. Первый формальный шаг по введению в него большего числа женщин был предпринят в 1989 г., когда Лейбористская партия, в то время руководимая Нейлом Кинноком, пересмотрела существовавший порядок ежегодных выборов в Теневой кабинет. Изменение касалось принятия условия: при голосовании в каждом бюллетене, по крайней мере, 3 из 18 предпочтений должны быть отданы кандидатам-женщинам. Состав Теневого кабинета, насчитывавший 15 человек, тогда же увеличили еще на 3, чтобы удовлетворить этому требованию.

В начале 1990-х гг. женщины в Теневом кабинете распространили влияние на значительно более широкий круг вопросов, нежели тот, который традиционно охватывал "женские темы". Они были широко представлены на младших должностях, относящихся к сферам образования и занятости, защиты окружающей среды, сельского хозяйства, здравоохранения, торговли и промышленности, финансов. Им доверяли места в шотландском офисе и офисе партийных парламентских организаторов. Однако ни одна женщина не была назначена на теневой пост министра иностранных дел, министра внутренних дел, министра финансов или министра обороны. Между 1992 и 1994 гг. престиж женщин в Теневом кабинете был поднят также фактом избрания Маргарет Бекетт на пост заместителя лидера партии46. После того как в результате выборов 1992 г. представительство женщин на лейбористских скамьях в Палате общин возросло с 21 до 37, руководство партии в 1993 г. предложило реформировать Теневой кабинет таким образом, чтобы довести в нем до 4 число женщин, за которых должны были голосовать депутаты из лейбористской фракции парламента47. Изменение правил и в 1989 г., и в 1993 г. происходило при поддержке лидеров партии Нейла Киннока и пришедшего ему на смену в 1993 г. Джона Смита. Увеличенная квота была одобрена на заседании парламентской фракции в июле 1993 г.48 Очевидно, если бы новая процедура голосования не установила квоту для женщин, было бы невозможно гарантировать минимальное их число в Теневом кабинете. Но принцип квотирования оказался уязвим в том плане, что позволял оппонентам в случае их решительности и хорошо скоординированной тактики голосования не допускать избрания женщин свыше минимума.

Еще в 1981 г. было решено в уставные правила Лейбористской партии ввести требование, согласно которому "при занятии поста премьер-министра лидер назначит членами своего кабинета тех, кто был избран в Парламентский комитет к роспуску парламента, и сохранил свои места в новом парламенте"49. После победы лейбористов на выборах 1997 г. это решение в полной мере сыграло свою роль. В свое время принятая норма подчеркивала намерение партии установить жесткие правила формирования правительства. Теперь, с переходом власти в руки лейбористов, это процедурное правило должно было найти практическую реализацию. Для женщин оно означало неминуемое усиление политического присутствия в правительстве при условии предварительного вхождения в Теневой кабинет. Руководство лейбористов проявило последовательность, и Энн Тейлор стала лидером лейбористской фракции в Палате общин. В сформированное Тони Блэром правительство в число 21 министра вошли Маргарет Беккет, возглавившая ведомство торговли и промышленности, Харриет Харман - социального обеспечения, Марджори Молэм - Северной Ирландии, Клэр Шорт - заморских территорий50. 17 женщин получили назначения на должности младших министров вне Кабинета51. Вхождение 4 женщин в правительство явилось беспрецедентным фактом по сравнению с единственной женщиной - членом предыдущего лейбористского правительства Каллагена, находившегося у власти в 1976-1979 гг.

С целью выполения предвыборных обещаний в правительстве Тони Блэра был создан специальный подотдел по делам женщин, организационно включенный в состав Министерства социального обеспечения. Его руководителями были назначены Харриет Харман и Джоанн Раддок в качестве ее заместителя. Кроме того, для координации усилий разных ведомств был создан правительственный подкомитет по делам женщин, в который, помимо Харриет Харман, вошли два других кабинетных министра - Марджоре Молэм (по делам Северной Ирландии) и Клэр Шорт (по заморским территориям), а также министры вне Кабинета, представлявшие широкий спектр ведомств: Министерство финансов, Министерство внутренних дел, Министерство по делам Шотландии, Министерство здравоохранения, Министерство образования и занятости. Три члена подкомитета имели предыдущий опыт работы теневых министров по делам женщин.

Намерение поднять уровень женского представительства в органах управления нашло выражение в смягчении кадровой политики. Так, Министерство иностранных дел являлось одним из самых прочных мужских бастионов. Только в 1976 г. женщина, Энн Уорбертон, впервые (и тоже лейбористским правительством) была назначена послом в Данию52. До 1972 г. для работавших в Министерстве иностранных дел женщин действовало требование безбрачия. Отмена этой ограничительной нормы, привела к тому, что с приходом лейбористского правительства к власти в нем с конца 1990-х гг., хотя и медленно, стала развиваться тенденция к увеличению числа женщин. В 1999 г. при наличии 148 мест уже 5 женщин работали послами, включая Джесику Пирс - посла Великобритании в Республике Беларусь (февраль 1996 - март 1999).

Хотя подробный анализ осуществленных лейбористами мероприятий после выборов 1997 г. выходит за рамки данной статьи, отметим, что, взяв курс на проведение дружественной работающим женщинам и в целом семье политики, партия признала наличие у современных англичанок особых требований, с которыми следует считаться. Ее заинтересованность в привлечении большего числа женщин в законодательный и исполнительный офис, решении проблем домашнего насилия, сочетания домашних обязанностей с работой, одиноких родителей, организации системы воспитания детей, социального обеспечения и здоровья женщин дает основания для реформирования общества на принципах ненасилия, сотрудничества и равного участия. В целом новый курс лейбористов, обозначившийся с переходом лидерства к Тони Блэру и обеспечивший большее участие женщин в парламентской фракции, Теневом кабинете (с 1997 г. - в кабинете), Национальном исполнительном комитете и Национальной конференции, был, несомненно, благоприятным для них. Лейбористам удалось измененить к себе отношение избирателей, оказавшись от первоначальной модели закрытой организации, представлявшей узкие корпоративные интересы промышленных союзов с преобладающим мужским составом, в сторону современной, более открытой плюралистической партии, основанной на индивидуальном членстве и равном участии.


  1. Добавим, что либералы, не взирая на приверженность идеям индивидуализма и гражданских свобод, демонстрировали ограниченность в вопросе распространения эгалитарных прав на новые группы граждан - и женщин, прежде всего, что в конечном итоге подтолкнуло некоторых женских лидеров к сотрудничеству с Лейбористской партией. Исключение женщин из практик свободы опиралось на их якобы "естественную" неспособность преступить за пределы их "биологического предназначения".
  2. Виноградов В. Н. Первые шаги лейбористской партии (1900-1905 гг.) // Проблемы британской истории. 1973. М., 1973. С.93.
  3. Dod's Parliamentary Companion (London: Dod's Parliamentary Companion LTD, 1907).
  4. Чикалов Р.А., Чикалова И.Р. Западная Европа и Соединенные Штаты Америки (1815-1918 годы): Учебное пособие для студентов исторических специальностей высших учебных заведений. Мн., 2000. С. 235.
  5. Начало агитации за избирательные права британских женщин связано с двумя событиями. В 1864 г. в Лондоне знаменитый философ и член парламента Джон Стюарт Милль издал книгу "О подчинении женщины" (М., 1994), и в 1866 г. он же внес на обсуждение Палаты общин петицию, подписанную полутора тысячами женщин, и поправку к биллю о второй парламентской реформе. Она предусматривала возможность предоставления женщинам избирательных прав на одинаковых с мужчинами условиях. За поправку в 1867 г. проголосовали 74 депутата, что было признанием наличия проблемы. В том же году по инициативе Л. Беккер в Манчестере было основано Национальное общество за женское избирательное право, объединившее суфражистские группы из Лондона, Эдинбурга, Бристоля, Бирмингема. Таким образом, 1867 г. стал этапным в истории борьбы за избирательные права британских женщин. Провал знаменитой поправки во время обсуждения реформы вызвал к жизни массовое суфражистское движение.
  6. Накануне 1918 года один мужчина из трех был лишен права голосовать.
  7. Отсюда наименование - милитантки, милитантский суфражизм. От англ.: militant - воинствующий, боец.
  8. Главной формой протеста суфражеток (так они сами себя называли) из Женского социально-политического союза, в отличие от законопослушных умеренных суфражисток, стало демонстративное нарушение закона и общественного порядка. Многочисленные судебные приговоры их не останавливали - сама Эммилин Панкхерст только в 1913-1914 гг. 10 раз отбывала тюремный срок.
  9. Напомним, что пункт о "всеобщем избирательном праве для взрослого мужского населения" содержала еще "Народная хартия" чартистов 1838 г.
  10. Цит. по: Школьников И.А. Лейбористская партия Великобритании и суфражистское движение // Адам и Ева. Альманах гендерной истории. № 4, 2002. С. 108.
  11. 1910 г. стал важным этапом эволюции лейбористской политики в отношении избирательного права женщин. В этот год по инициативе лейборитского депутата Генри Брейлсфорда в Палате общин был создан межпартийный Комитет согласия для выработки законопроекта о женских политичеких правах.
  12. Школьников И.А. Лейбористская партия Великобритании и суфражистское движение. С. 119.
  13. The Representation of the People (Equal Franchise) Act (Royal Assent, 2 July 1928).
  14. Dod's Parliamentary Companion (London: Dod's Parliamentary Companion LTD, 1924).
  15. History of Women in the West. Vol. V. The Belknap Press of Harvard University Press. P. 118.
  16. Women (Government Priorities), in House of Commons Hansard Debates. 27 February 1998. Column 608.
  17. Social Development and Gender, in Gender Equality Policy. (London: British Council. 1997).
  18. Equal Pay. Earl Russell asked Her Majesty's Government, in House of Commons Hansard Written Answers for 16 February 1998: Column WA3.
  19. Степанова Н.М. Особенности британского опыта в решении социально-экономических проблем работающих матерей // Женщина и свобода: Пути выбора в мире традиций и перемен. Материалы международной конференции 1993 г. М., 1993. С. 120.
  20. The Times. 2 June 1993.
  21. Mercer Paul. Directory of British Political Organisations. 1994 (London: Longman. 1994. P.355).
  22. Hewitt P. and D. Mattinson. Women's Votes: The Key to Winning (London: Fabian Research Series. №.353. 1988).
  23. Meet the Challenge, Make the Change (London: The Labour Party. 1988).
  24. Текущий архив Национального исполнительного комитета Лейбористкой партии. Информационный отдел. Witherspoon Sharon. Labour and the Gender Gap: A Summary of a Report Prepared for Clare Short, MP, Shadow Minister for Women. December 1994. P.1.
  25. Perrigo Sarah, "Women and Change in the Labour Party. 1979-1995" in Parliamentary Affairs. Vol.49. №1. January 1996. P.126.
  26. The Financial Times, 1 July 1993; Timmins Nicholas, "Labour Bars 14 Male Conference Delegates" in The Independent on Sunday, 23 September 1994. Home News Page 4; Sherman Jill, "Blair Urges Delegates to Oppose Rule on Women" in The Times, 24 September 1994. P.2.
  27. Sieghart Mary Ann, "Why Labour Needs Another Maggie" in The Times, 27 May 1994.
  28. Short Clare. A Labour Strategy for Women: A Summary (London: The Labour Party, February 1995).
  29. Governing for Equality: The Outcome of Labour's Consultation on Government for Women (Labour Party: John Smith House, 1995).
  30. Brooks Rachel, eds. Quotas Now: Women in the Labour Party (London: Fabian Society, 1990); Clare Short. Quotas for Women in the Labour Party. Briefing for MPs from Clare Short, Shadow Minister for Women (London: The Labour Party, October 1994); Witherspoon Sharon. Labour and the Gender Gap: A Summary of a Report Prepared for Clare Short, MP, Shadow Minister for Women (London: The Labour Party, December 1994); Jowell Tessa. Strategy for Women (London: Labour Party, Callisto Press Ltd., 1996); Jowell Tessa. Increаsing the Number of Labour Women in Parliament. Briefing by Tessa Jowell MP, Shadow Minister for Women (London: The Labour Party, 23 January 1996).
  31. "A Charter for Women" in Britain Will Win With Labour. The Labour Party Manifesto: October, 1974 (London: the Labour Party, 1974).
  32. "Equality for Women" in The Labour Way is the Better Way. The Labour Party Manifesto: October, 1979 (London: the Labour Party, 1979).
  33. "A Better Deal for Women"; "Equal Rights at Work" in The New Hope for Britain. The Labour Party Manifesto: October, 1983 (London: the Labour Party, 1983).
  34. "Women's Rights" in Britain Will Win with Labour. The Labour Party Manifesto: October, 1987 (London: the Labour Party, 1987)
  35. "Labour's Ministry for Women" in It's Time to Get Britain Working Again. The Labour Party Manifesto: October, 1992 (London: the Labour Party, 1992).
  36. The New Hope for Britain. The Labour Party Manifesto: October, 1983. P. 35.
  37. Ibid. Р.35-37.
  38. Ibid. Р.37.
  39. Ibid.
  40. Britain Will Win with Labour. The Labour Party Manifesto: October, 1987; It's Time to Get Britain Working Again. The Labour Party Manifesto: October, 1992. Р.40.
  41. What is Correct Politically? in The Independent, 9 January 1996; Wainwright Martin, "Drive for Women MPs Illegal"; Smithers Rebecca, "Court Victors Upset"; Roberts Yvonne, "May the Best Man Win" in Gardian, 9 January 1996.
  42. The Daily Telegraph, 1 February 1996. P.6/1.
  43. Women in the House of Commons. Public Information Office: House of Commons. Factsheet (London: Public Information Office. House of Commons. Revised May 1994. № 5. Р. 16).
  44. Whip: в британской политической системе - депутат парламента, ответственный за обеспечение явки членов своей парламентской партии в моменты голосования. Другими словами, "whip" - парламентский политический организатор.
  45. Women in the House of Commons. Public Information Office: House of Commons. Factsheet (London: Public Information Office. House of Commons. Revised May 1994. № 5. P.16-18).
  46. Macintyre Donald & Stephen Castle, "John Smith Sweeps in with Reforming Zeal" in The Independent on Sunday, 19 July 1992. Title Page 1.
  47. Davis Patricia Wynn, "Women Win Poll Place" in The Independent, 22 July 1993. Politics & Policy Page 8; Webster Philip, "Whisper Campaign Against Women Riles Labour MPs' in The Times, 13 October 1993. P.6; Coote Anne, "Labour Troublesome Women" in The Independent, 22 October 1993. Comment Page 21.
  48. The Daily Telegraph, 22 July 1993.
  49. Parliamentary Labour Party Standing Orders, Section E, 1 (London: The Labour Party).
  50. "The Labour Team" in The Independent on Sunday, 4 May 1997. News 3.
  51. Dod's Parliamentary Companion (London: Dod's Parliamentary Companion LTD, 1998); Britain 1998. An Official Handbook (London: HMSO. 1998. P.44).
  52. History Notes. Women in Diplomacy. The FCO, 1782-1994. Historical Branch, LRD. № 6, May 1994. P.20.